Физики МГУ с коллегами исследовали фундаментальные свойства гиалуроновой кислоты в растворах ионов с помощью новой методики на основе атомно-силовой микроскопии (АСМ). Результаты работы привносят новый взгляд на механические свойства гиалуроновой кислоты на масштабе отдельных молекул. Статья опубликована в журнале Q1 Carbohydrate Polymers.
Гиалуроновая кислота — распространенное в природе вещество. Она практически не изменялась в процессе эволюции, в частности, у человека и бактерий она похожа. Поэтому гиалуроновая кислота не вызывает иммунной реакции, то есть является биосовместимой. У человека она входит в состав кожи, пуповины, синовиальной жидкости, стекловидного тела глаза и других тканей и органов. Гиалуроновая кислота оказывает ряд терапевтических эффектов и поэтому используется при лечении зубов, глаз, кожи, сердечно-сосудистой системы. Также ее используют в качестве импланта в эстетической медицине.
Гиалуроновая кислота — отрицательно заряженный полисахарид (длинная молекула). Для применения гиалуроновой кислоты полезно знать ее фундаментальные свойства: конформацию (пространственное расположение атомов), размер и механические свойства. Молекула ведет себя по-разному в окружении разных ионов и концентрации солей в растворе из-за наличия у нее заряда. Поэтому важно определить изменение свойств в разных средах.
Свойства гиалуроновой кислоты хорошо охарактеризованы методами исследования в объеме, то есть основанными на анализе большого числа молекул. Недостаток таких методов — невозможность изучения поведения отдельных молекул. Авторы статьи развили подходы для исследования отдельных молекул гиалуроновой кислоты с помощью атомно-силовой микроскопии. В частности, они разработали методику иммобилизации молекул гиалуроновой кислоты на модифицированную поверхность графита и определили персистентную длину этого биополимера в различном ионном окружении. Персистентная длина — одна из фундаментальных характеристик молекулы полимера, длина примерно прямолинейного ее участка. Она напрямую связана с размером и гибкостью макромолекулы. Для ее определения ученые анализировали контуры молекул гиалуроновой кислоты на АСМ-изображениях.
В результате ученые подтвердили закономерность: с увеличением ионной силы в растворе гибкость молекулы увеличивается, а персистентная длина уменьшается. Этот процесс описывается моделью Одийка-Сколника-Фиксмана (OSF): в растворе ионов происходит дебаевская экранировка зарядов вдоль молекулы гиалуроновой кислоты и уменьшение их самооталкивания.
«В своей работе мы, грубо говоря, впервые напрямую увидели, как изменяется конформация и гибкость отдельных молекул гиалуроновой кислоты в растворах солей. Значения персистентной длины, рассчитанные на основе анализа отдельных молекул гиалуроновой кислоты, имеют тот же порядок, что и значения, определенные оптическими методами, вискозиметрией, хроматографией и молекулярным моделированием. Однако конформация и персистентная длина гиалуроновой кислоты, определенные на основе анализа отдельных молекул, могут быть более важными для разработки молекулярных наноструктур с требуемыми свойствами и архитектурой. Кроме этого, мы внесли вклад в методологию АСМ-исследования полисахаридов с субмолекулярным разрешением», — прокомментировал работу д.ф-м.н., ведущий научный сотрудник кафедры физики полимеров и кристаллов физического факультета МГУ Евгений Дубровин.
Ученые продолжат работу в направлении разработки биоматериалов на основе гиалуроновой кислоты.
Исследование выполнено совместно с учеными из университета Сириуса, МФТИ и Института материаловедения Мюлуза (Франция).