#Инновации

Кендрик Уайт, генеральный директор инвестиционно-консалтинговой компании «Марчмонт Капитал Партнерс» рассказывает о бизнес-ангелах в США и в России, о роли ассоциаций бизнес-ангелов и необходимости развития в России предпосевной стадии  венчурного инвестирования.

«Бизнес-ангелы появились в Америке, в Кремниевой долине 50 лет назад. Это были индивидуальные предприниматели, которые делали свой бизнес  в основном на военных технологиях во время Второй мировой войны. Но потом такой предприниматель продавал свой бизнес и брался за следующий. Вот из такого опыта и родились бизнес-ангелы. Человек, который запустил 3-4 проекта, это человек не только очень богатый, его уже интересуют не только деньги, он хочет поддержать и следующее поколение.

Этот процесс в Америке эволюционировал. 20 лет назад в университете Колорадо появился центр предпосевной подготовки. Почему так важно развитие предпосевной стадии? Такой центр может проанализировать высокотехнологичный продукт и его нормально упаковать. Не каждый бизнес-ангел способен разобраться в любой высокотехнологичной инновации. Бизнес-ангел может хорошо разбираться в IT, и не очень хорошо представлять себе биотехнологии.  А когда собирается много бизнес-ангелов, они вместе способны справиться с такими задачами.  Из этой концепции родился инновационный кластер. А в таком кластере есть и бизнес-инкубатор, и технопарк, и предпосевной центр, и консалтинговый центр, и бизнес-клуб.

И такая тенденция распространяется по всему миру -  в Америке, в Европе, в Англии. И это должно быть в России. Но Россия не должна просто повторять западный опыт. В разных странах этот опыт применяется по-разному – в Израиле по-своему, в  Сингапуре – по-своему. Коммерциализацией высоких технологий заниматься очень трудно. Необходимо развивать философию и  выстраивать экосистему, чтобы уменьшить риск инвестора и увеличить возможности предпринимателя. И очень важна государственная поддержка в развитии инфраструктуры.

Я считаю, что роль бизнес-ангела – это ключевая роль.  Он не только инвестирует в проект, не только передает свой богатый опыт предпринимателю,  он может работать как брокер: бизнес-ангел, как правило, немолодой и успешный человек и у него есть выработанная с годами сеть личных связей. Он может посмотреть на технологию и сказать, где она продается. А потом позвонить своим друзьям в IBM или в «Газпроме» или в «Российских железных дорогах». И такой совет может быть важнее, чем вообще все остальное.

В России много денег. Много венчурных инвесторов. Много венчурных фондов. И совсем мало бизнес-ангелов и клубов бизнес-ангелов. А главная проблема российского инновационного бизнеса: здесь много «сырых» инноваций, не готовых. Их создатели не могут ответить на принципиальные, базовые вопросы: где рынок и насколько он велик? сколько нужно денег на создание прототипа? Я уверен, что бизнес-ангелы должны создавать и поддерживать именно предпосевные фонды, потому что это уменьшает риск для бизнес-ангелов. На предпосевной стадии можно проанализировать новую идею, ее упаковать и только тогда показывать бизнес-ангелам и московским венчурным фондам. Мне кажется, если в России будет активно развиваться уровень предпосевных фондов – это ускорит процессы коммерциализации и развития технологий.»

(Интервью подготовлено командой Телепрограммы «Технопарк»)