#Это стоит знать

// деньги от заокеанской колонии пошли на железные дороги 

  В журнале «Новый исторический вестник» опубликовали статью старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН , посвящённая продаже Аляски. Об обстоятельствах и смысле этой сделки до сих пор идут споры. Автор склоняется к выводу, что это решение фактически продавил великий князь Константин Николаевич, младший брат Александра II: «Любая аргументация против его точки зрения либо отрицалась, либо подвергалась рассмотрению, но в итоге её также игнорировали».  

  Главным доводом явилась нехватка средств на развитие флота, но был и другой интерес — желание под- держать компании, развивающие в России железные дороги. В итоге, когда в 1867 году царь утвердил сделку, многие высокопоставленные чиновники узнали об этом из западной прессы. Сделку скрыли даже от руководства Российско-американской компании — акционерного общества, которое от имени России управляло её заморскими колония- ми с конца XVIII века. 

  Сумма от продажи территорий, по оценке автора статьи, в современном эквиваленте составляет примерно 16,3 миллиарда долларов. Судьба этих денег тоже считалась спорной. Историк приводит найденный им в архивах документ, согласно которому практически все средства были сразу же потрачены за границей на покупку оборудования для строительства и обслуживания железных дорог. В частности — путей от Курска до Киева и от Рязани до Козлова (ныне Мичуринск).
Кто исследовал А.Ю.Петров (Институт всеобщей истории РАН). 

Где опубликовано Новый исторический вѣстникъ (РГГУ) // 2017. No 2. С. 103–120.