Неизвестные науке заболевания поражали тысячи людей не только в Средние века, но и в Античность. Так, никто не знает, что собой представляет так называемая "чума" Фукикида, названная по имени афинского историка V века до нашей эры.
Эта болезнь пришла в Афины в 430 году до н.э., на второй год Пелопонесской войны со Спартой и ее союзниками, и очень сильно ослабило их как государство. Достаточно сказать, что с ситуацией не смог справиться знаменитый греческий полководец Перикл, потерявший все свое влияние, а впоследствие сам умерший от страшной болезни, как и 100 тысяч его соотечественников (треть населения Афин).
В течение 5 лет возникли три крупные вспышки болезни. Их максимум приходился на позднюю осень. Люди, пережившие болезнь, повторно не заболевали. Отмечена заболеваемость и среди домашних животных. Болезнь возникала внезапно, на фоне полного здоровья. Ее первым проявлением были сильнейший жар, краснота и воспаление глаз. Язык становился кроваво-красным, начинался сильный кашель. Тело приобретало синевато-красноватый оттенок, покрывалось нарывами. Больные испытывали сильную жажду. Большинство из них умирали на 7-е или 9-е сутки еще сохраняя силы. У тех, кто жил дольше, начинался неудержимый понос. Смертность достигала 80%. Многие выздоровевшие не помнили себя и не узнавали окружающих. У некоторых заболевших омертвевали концы рук или ног, другие теряли зрение. Советский эпидемиолог Г.Ф. Вогралик (1935) считал, что эту болезнь по клиническим проявлениям нельзя отнести ни к одной известной сегодня. Так в принципе считается и до сих пор, но все же насчет природы этой лихорадки идут жаркие споры.
В 90-х годах некоторое время была популярна гипотеза, что Афины посетила геморрагическая лихорадка Эбола, болезнь, пугавшая людей уже 20 века своим быстрым течением, отстутствием лекарств и устрашающими симптомами, типа жутких кровотечений из внутренних органов. По словам исследователей Бернарда Диксона (Англия) и Патрика Ольсона (США) у болезни было три особых признака, на которые редко обращают внимания и которые характерны именно для лихорадки Эбола. Во первых, эпидемия внезапно появилась и внезапно исчезла. Во-вторых, болели жители Афин, а вот завоеватели-спартанцы, которые находились в городе - в основном оставались здоровы. Дело в том, что Эбола передается при близком контакте от человека к человеку, и не распространяется по воздуху. То есть заражались те, кто мог ухаживать и близко контактировать с больными. И третье, у обеих болезней имеется один из страннейших признаков, обычно не характерных для эпидемий - икота.
Конечно, с такой версией согласные не все. Например Дэвид Дюрак (университет Дюка, США), в 1999 году, на конференции в университете Мэрилэнда (США), посвященной "громким" историческим событиям, связанным с медициной, утверждал: по симптомам лучше всего подходит сыпной тиф. "Она возникает в время войн, длится 7 дней, и бывает сопровождается необычным симптомом - гангреной и атрофией кончиков пальцев на руках и ногах. Все эти симптомы описаны для Афинской эпидемии", - утверждал Дюрак. Другие исследователи яростно сопротивляются версии - болезнь сопровождалась поносом, что для тифа нехарактерно.
Десять лет назад греческие исследователи провели анализ ДНК из братских могил умерших в Афинах от "чумы Фукикида", и поставили свой диагноз - брюшной тиф. Но и это исследование не всем нравится, потому что подвергается сомнению тот факт, что ДНК ряда многих патогенов неспособна сохраняться в течение тысячелетий. Кроме того, брюшной тиф - это заболевание, связанное с низкой культурой гигиены и антисанитарией - считается, что про Афины тех времен это сказать нельзя.
Таким образом, достверно нет возможности сказать, о какой болезни идет речь. Кроме того, Фукикид мог ошибиться и приписать какие-то разовые симптомы всем больным, и тогда все споры об истине вообще становятся в данном случае бессмысленны.