#Это стоит знать

Илья Гомыранов, биолог, популяризатор науки, фотограф живой природы, лауреат премии «За верность науке» и других конкурсов.

 

Что произойдёт, если кусок материка отколется и будет 70 миллионов лет бороздить океаны? Какой будет жизнь на этом участке суши, изолированном от остального мира? Это не мысленный эксперимент, а реальная история — про остров Мадагаскар.

 

Около 165 миллионов лет назад Мадагаскар откололся от Африки, а спустя ещё почти 100 миллионов лет — от Индии. Эволюция пошла здесь своим путём, создав сотни ни на что не похожих видов животных и растений. Если вы увидите на Мадагаскаре ежа, не верьте глазам своим — этот зверёк называется тенрек.

У такого разнообразия и уникальности есть оборотная сторона: большинство видов на острове находятся под угрозой исчезновения, уникальные ландшафты из-за уничтожения леса с невероятной скоростью превращаются в безжизненную пустыню.

С момента появления человека здесь исчезло чуть ли не 90% видов животных и растений. Сегодня остров напоминает поле боя между бизнесом и защитниками природы: с одной стороны лучшие в мире сапфиры и много золота, с другой — плодородные красные почвы, ну а с третьей — краснокнижные животные и растения.

Среди таких растений — аданосии, шесть из восьми видов которых растут только на Мадагаскаре. По-простому, это баобаб. Легенда гласит: росло себе дерево в тропическом раю, но появилась пальма, и дерево тоже пожелало быть прямым и высоким — создатель наделил его способностью к неограниченному росту. Дальше дерево захотело иметь красивые цветы, вкусные плоды. Всё это ему создатель дал, а потом взял и закинул в безжизненную пустыню, да ещё и вверх тормашками.

Едешь себе по дороге, а среди полей торчат ветвистые гиганты — в точности как на картинках из детских энциклопедий и учебников. Какие, интересно, ощущения испытывал от вида тогда ещё неизвестных деревьев французский естествоиспытатель Мишель Адансон? Он первый составил описание и сделал зарисовки растения, а потом передал их в Швецию королю систематики Карлу Линнею. Тот, недолго думая, присвоил растению имя в честь первооткрывателя.

Большинство людей знают дерево из-за его гигантских размеров, но малагасийцы почитают баобаб совсем за другое. Здесь все знают, что в растительных гигантов переселяются души предков, а самые большие деревья становятся хранителями целых деревень. Получается, что рубить лес можно нещадно, но баобабы трогать ни в коем случае нельзя.

Мадагаскар вообще удивительное место: потребительское отношение к природе неотделимо здесь от мифологического сознания и связанной с ним заботы об определённых видах флоры и фауны.

В лесной части острова вам поведают много всего интересного, в том числе парочку преданий о лемурах индри — самых крупных из нескольких десятков видов, живущих на острове: в них тоже живут духи. Другого, ещё более редкого примата — руконожку, или ай-ай, — жители севера наделили дьявольскими качествами. Это животное не то что трогать нельзя, даже упоминание его настоящего имени сулит неприятности, а появление в деревне непременно означает большую беду. Долгое время этих приматов боялись убивать, считая, что охотника настигнет кара, но неблагодарные руконожки научились прогрызать завезённые кокосовые орехи и нанесли огромный ущерб сельскому хозяйству. В итоге деньги оказались сильнее суеверий. Сегодня зверьков можно увидеть лишь в нескольких заповедниках — биологи по всему миру бьют тревогу и разрабатывают программы по сохранению этих древних приматов, наших с вами дальних родственников.

В отличие от баобабов, все известные виды лемуров живут только на Мадагаскаре, и многие из них не размножаются в неволе. В прошлом всё было иначе. Несколько миллионов лет назад лемуры населяли и другие части планеты, но ландшафты менялись, и обезьяны, которые лучше к ним приспосабливались, вытеснили мокроносых приматов. Вымерло несколько видов и на Мадагаскаре, в частности гигантские мегаладаписы, весившие 85 килограммов, — последние в XV веке. Но разнообразие лемуров и сегодня велико из-за отсутствия крупных хищников.

Самый крупный хищник острова — гигантская фосса — тоже вымер, оставив меньшого собрата — мадагаскарскую фоссу, главного врага лемуров. Наиболее узнаваемый вид этих приматов, своего рода визитная карточка Мадагаскара после выхода одноимённого американского мультика, — это, конечно, кошачий лемур с полосатым хвостом. Другие виды не столь известны, но их много — кажется, что эти звери живут буквально везде и активны в любое время суток. В рассветные часы вас вместо петухов будит оглушительный крик индри, ночью по кустам шмыгают самые мелкие — мышиные лемуры, последний из видов которых, лемур Ионы (Microcebus jonahi), был описан всего год назад. Его, как и баобаб, тоже назвали в честь учёного — малагасийского приматолога Ионы Ратсимбазафи, посвятившего жизнь работе по сохранению лемуров.

Вместе с лемурами по острову снуют хамелеоны. До посещения Мадагаскара все эти красные, голубые ящерицы кажутся почти что выдумкой художника. Но здесь ты встречаешь их в первое же утро за завтраком — на ветке в ресторане. Эти ящерки повсюду. Днём их не позволяет рассмотреть маскировка, зато ночью фонарик высвечивает хамелеонов на каждом шагу: засыпая, они теряют контроль над окраской и становятся просто бледно-зелёными. На Мадагаскаре живут и настоящие гиганты, больше полуметра длиной, и малютки брукезии, необычная форма которых делает их незаметными среди опавших листьев.

Лемуры и хамелеоны страдают не только из-за вырубки лесов, но и из-за контрабанды. В настоящее время при поддержке природоохранных структур всего мира на Мадагаскаре работает 59 национальных парков, охраняющих и редких лемуров, и хамелеонов, и птиц, и, конечно же, уникальные экосистемы. Но одной охраны недостаточно.