#Это стоит знать

Одним из лауреатов премии «За верность науке» стал проект НИЦ «Курчатовский институт» — выставка «Наука — это красиво». Все представленные на ней изображения были сделаны учёными непосредственно в лабораториях с использованием современного научного оборудования

Это не корабль инопланетян. И не глубоководное животное. Это мать-и-мачеха!

Некоторые микроскопические объекты имеют интересную, сложную структуру. Другие излучают вредные и очень опасные волны. А третьи просто служат объектами для обучения сотрудников лабораторий методам электронной микроскопии. Так случилось и с этими зёрнами пыльцы мать-и-мачехи — растения, широко распространённого в средней полосе.

Это не подводная пещера. Это биоцемент!

Бактерии Sporosarcina pasteurii, обитающие в почве, безвред- ны и распространены почти повсеместно. Учёных привлёк их особый навык — скреплять частицы песка, превращая его в подобие бетона. Специалисты Курчатовского института полагают, что с их помощью можно изго- тавливать биологически чистые строительные материалы. Например, биоцемент — такой, как на снимке.

Это не железные палочки. Это ферменты организмов-экстремалов!

Бактерии и археи умеют поглощать, усваивать и вырабатывать самые разные вещества, причём в сложнейших «условиях труда». Так, архея Thermoproteus uzoniensis с комфортом устроилась в камчатских горячих источниках при температуре +85 °С. На снимке видны кристаллы её фермента — BCAT-аминотрансферазы, — необходимого для синтеза аминокислот. Его аналоги есть и у других живых существ, но полученный из археи фермент очень неприхотлив и может быть полезен в фармпромышленности.

Это не снежинки на фоне морской пены. Это сталь!

Ещё со школы мы знаем, что превратить мягкое железо в прочную сталь можно, если добавить в сплав углерод. Но есть проблема: из-за такой добавки сталь легко ржавеет, становится склонной к коррозии. А вот добавка хрома превращает сплав в «нержавейку». Нержавеющая сталь устойчива к окислению и высоким температурам, поэтому хорошо подходит для производства деталей энергетических турбин. На снимке видна микроструктура такой стали и кристаллы поваренной соли на её поверхности.

Это не чудовище из фантастического ужастика. Это органы чувств постельного клопа!

Существо находит себе пищу — человека и других теплокровных животных — с помощью прекрасно развитого обоняния. Снимок головы свежепрепарированного постельного клопа сделали, чтобы рассмотреть его органы чувств и изучить особенности поведения во время поиска еды. На клопе чётко различимы частицы пыли и строительных материалов, захваченные в месте его обитания.

Это не секретное лекарство от всех болезней. Это бактерии, которые нужны бетону!

Два маленьких шарика в пинцете — это гранулы с бактериями Sporosarcina pasteurii. Их добавляют в бетонный раствор. Как и положено бетонному раствору, он схватывается и превращается в монолит. Внутри монолита бактерии неактивны, однако если бетон треснет и в трещину попадёт вода, микроорганизмы активизируются. Они сформируют кристаллы карбоната кальция и тем самым закроют трещину.

Это не следы кровавого преступления. Это бактерии, работающие на нужды российской экономики!

Бактерии Rhodococcus rhodochrous создают сырьё для полимеров, широко используемых в фармацевтике, нефтяной промышленности, для очистки сточных вод и даже для изготовления контактных линз. Кстати, бактерии делают это эффективнее и экологически чище, чем промышленность, которая обходится без микробов.

Это не драгоценные камни. Это будущие стенки термоядерного реактора!

Плазма в установке управляемого термоядерного синтеза, токамаке, разогрета до ста миллионов градусов. Контакт со столь горячей субстанцией — нелёгкое испытание для внутренних стенок установки. Они покрыты карбидом бора — это соединение с очень высокой твёрдостью, его частицы видны на снимке. Такое покрытие защищает стенку и другие детали токамака от испарения, а плазму — от загрязнения.