Гражданская наука: досье проекта
Наука Орнитология
Кто исследует Союз охраны птиц
Объект Популяция соловьёв в Москве
Цель Пересчитать соловьёв в московских парках и выяснить, почему их популяция резко сокращается
Место Москва
Сроки Май–июнь (ежегодно)
Сбор испытателей Весь май и июнь (ежегодно)
Если майским вечером долго идти по Измайловскому парку, то можно прийти к метро и к парадоксальному выводу: лесопарк может быть не менее шумным местом, чем шоссе.
Елена Чернова, сотрудница Союза охраны птиц России, идёт рядом со мной, беспрестанно вертит головой и перечисляет: «Там вон сойка, в этих кустах два зяблика. Коростель-то как трещит! О, второй самец ему отвечает! Слышите рябинников? Глядите, выводок дроздов скачет, совсем ещё птенчики»
Я останавливаюсь — наконец и я что-то увидела! Три дрозда увлечённо скачут в траве, как заводные игрушки.
— Они ещё не умеют летать, у них как раз период обучения, — предвосхищая мой вопрос, объясняет Елена.
Дорогу деловито перебегает жирная крыса. Я невольно отпрыгиваю и спрашиваю:
— Когда соловьи-то будут?
— Да уж скоро, в пяти минутах, если идти по нашему учётному маршруту.
Учётный маршрут — путь, по которому проходят добровольцы, пересчитывающие соловьёв.
В 2018 году Союз охраны птиц запустил новую программу мониторинга численности соловьёв в городе. Во всех парках выделили учётные маршруты, за каждым из которых закрепили куратора, или, как говорят орнитологи — учётчика, тоже из добровольцев.
Учётчик должен обойти свой участок один или два раза, фиксируя всех соловьёв, которые попадутся ему на пути. Лучше всего, если в руках у него будет карта — бумажная или электронная, — на которой он сразу сможет отметить, где слышал пение. Затем эти данные нужно внести в специальную программу на сайте проекта. Желательно также указать время поисков, подробно описать погоду и место, из которого доносилось пение. Впрочем, вариантов здесь немного: соловьи поют в сумерках в сухую, как правило, безветренную погоду. Живут в кустах, неподалёку от водоёмов, а гнездятся в густой высокой траве, где их не видно. И с этим связана огромная проблема.
Птицы покидают город
— На тридцать процентов... — тяжело произносит Иван Неслуховский, руководитель проекта по мониторингу соловьёв в Москве. — На тридцать процентов сократилась популяция соловьёв в городе за последние десять лет. Соловьи стали исчезать примерно в то время, когда началось массовое благоустройство парковых территорий. Для красоты траву стали выкашивать полностью, порой даже до уровня ниже газонного. Шансов выжить не оставалось ни у соловьёв, ни у насекомых. Этим птицам нужны хотя бы какие-то участки с высокотравьем. Кроме того, соловьи обитают в густых кустарниках или рядом с ними. А кустарник у нас не в почёте, его вырубают повсеместно. Человек теперь может пройти везде — и это плохо. Птицам нужны территории, куда не могут попасть люди.
Инициаторы программы мониторинга планируют составить полную картину изменений численности соловьёв в Москве и точно выяснить, какие факторы на этот процесс повлияли.
В Союзе охраны птиц рассчитывают, что учётчик будет проходить по своему маршруту каждый год. Изучив местность, он сможет сравнивать не только количество соловьёв, но и состояние биотопа. Учёные получат данные о составе растительности, о том, как содержится территория и насколько далеко ближайший водоём. Эта информация конкретизирует результаты других исследований и поможет понять, как остановить исчезновение соловьёв.
Соловьиные школы
Пение соловья несложно отличить от трелей других птиц: у него самая изящная мелодия, заливистая и тонкая. Мы стоим на тропинке у выхода из Измайловского парка. Слышно, как один соловей заливается из ближайшего раскидистого куста, ему вторит другой — откуда-то из лесной чащи. Достаточно послушать эти трели несколько минут, чтобы перестать путать голоса. В перерывах между соловьиными песнями Елена Чернова рассказывает мне об этих сладкоголосых птицах.
— Соловьи, как и другие пернатые, поют только с двумя целями: привлечь самку и заявить, что занимают некую территорию. Иными словами, мы слышим изящную трель, навевающую романтические ассоциации, а на самом деле они кричат что-то вроде: «Самка, лети сюда! Все остальные, прочь отсюда!»
— Они вообще агрессивные птицы? По отношению друг к другу? — спрашиваю я, пытаясь представить рассерженного соловья.
— Если соловьи дерутся за территорию или самку, то обычно сшибаются грудью. Это очень зрелищно, но, слава богу, редко происходит, — поясняет Елена. — Обычно достаточно спеть погромче. Соловьи и выглядят, как известно, непримечательно. У них всё решает голос.
Из-за того что соловьи очень привязаны к своей территории, их легко считать. Если эта птица облюбовала себе куст, она будет петь оттуда всегда — в других местах вы её точно не услышите. Мотивы песни соловьи, живущие в одном парке и городе, передают друг другу из поколения в поколение. У птиц из разных регионов мотивы очень различаются. Порой разница в мелодике настолько велика, что кажется, будто поют представители разных видов.
Ещё пару веков назад певческая манера этих птиц называлась «школой», и ценители соловьиного пения различали все коленца, характерные для той или иной школы. Так, например, появилось выражение «курский соловей» — считалось, что в этом городе и окрестностях соловьи исполняют самые прихотливые мелодии.
— В таких тонкостях уже никто не разбирается, — говорит Чернова. — Но это не мешает орнитологам работать. Жаль, конечно, что мы различаем не все музыкальные нюансы, однако считать соловьёв можно и без этого. Главное — чтобы они просто продолжали петь.
Если хотите стать испытателем
Вы живёте в Москве и хотите принять участие в мониторинге? Обращайтесь в Союз охраны птиц.
Если вы живёте в другом городе, то можете принять участие в программе по учёту соловьёв в регионах России. Информация об этой программе есть на сайте.
Вы получите удовольствие от вечерней прогулки по парку под аккомпанемент соловьиных трелей, а Союз охраны птиц — уникальные данные, которые позволят уберечь соловьёв от исчезновения.
luscinia-luscinia.ru