#Научная политика

На II Конгрессе молодых ученых в рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Школа РНФ» состоялась лекция заведующего кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, академика РАО, доктора психологических наук Александра Вераксы на тему «Современные исследования детства: результаты и их применение».

Свое выступление Александр Веракса начал с рассмотрения детства как уникального периода развития, требующего к себе особого внимания общества. Значимость этого периода обосновывается несколькими фундаментальными обстоятельствами. С одной стороны, человечество переживает исключительный момент, когда детская популяция находится на пике, и в дальнейшем, по всем прогнозам демографов, количество детей в мире будет только снижаться. С другой стороны, именно в период с двух до семи лет дети обучаются быстрее, чем в какой-либо другой период жизни, что обусловлено психофизиологическими особенностями развития мозга. Ученый отметил, как важно в этой связи определить не только общественные приоритеты и ожидания от подрастающего поколения, но также и то, что именно нужно вкладывать в детей и как это должно реализовываться на практике.

Этим вопросам посвящен Всероссийский проект исследования детства «Растем вместе», который уже более десяти лет ведется исследовательскими группами из шести регионов страны под руководством специалистов факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Психологического института РАО. На беспрецедентно масштабной выборке в нем изучаются особенности психического развития современного ребенка с использованием профессиональных инструментов психологической диагностики. В завершение выступления Александр Веракса осветил основные результаты проекта; обозначил достоверно выявленные факторы, способствующие и тормозящие становление основных линий детского развития; а также указал перспективы внедрения научно-обоснованных методов в систему воспитания и обучения детей в нашей стране.