#Научная политика

2 декабря в рамках инициативы Десятилетия науки и технологий «Наука рядом» на Конгрессе молодых ученых прошла сессия «Наука рядом с каждым».

В дискуссии приняли участие кандидат психологических наук, директор Университетской гимназии МГУ имени М. В. Ломоносова Александр Леонтович, заместитель генерального директора  РНФ Андрей Блинов, директор департамента социальной политики ПАО «ГМК Норильский никель» Ирина Жуйкова, вице-президент по внешним коммуникациям группы компаний «Просвещение» Павел Зенькович, первый проректор НИТУ «МИсиС» Сергей Салихов, заместитель генерального директора ГК «Геоскан», руководитель научного направления Российского движения школьников Павел Степанов, заместитель проректора по развитию РХТУ имени Д. И. Менделеева Георгий Шахгильдян. 

Модератором сессии выступил заместитель начальника управления программ и проектов  РНФ Мария Михалева.

На мероприятии обсуждались вопросы трансформации образовательной среды, заинтересованности детей и их родителей в участии в научной деятельности и сохранении мотивации школьников к этому занятию. Участники поговорили о том, какие научные мероприятия можно проводить для детей, должна ли научно-популярная деятельность быть внеклассной, какие доводы нужно приводить родителям, чтобы убедить их в необходимости одобрения и поддержки научной деятельности детей и др.

Александр Леонтович, директор Университетской гимназии МГУ: «В школах необходимо организовать подготовку учителей в области руководства исследованиями и проектами. Они, как правило, не имеют собственного опыта такой деятельности, и проблему не решить лекциями и повышением квалификации. Нужно включение учителей в стажировки на площадках, где такая деятельность налажена, где есть ученые. Университетская гимназия предлагает программы таких стажировок, как отдельно для учителей, так и для школьных команд с детьми. Такую практику нужно расширять и на базе других университетских школ, которые должны стать сетевыми лидерами».

Андрей Блинов, заместитель генерального директора РНФ: «Очень важно, кто рассказывает о науке на мероприятиях, где происходит знакомство с ней. Важно, чтобы эти рассказчики были специалистами, квалифицированными людьми, теми, кто действительно занимается серьезной наукой. Ровно в этом аспекте и работает Российский научный фонд: подбирает кадры, спикеров, которые читают лекции, идут в школы и рассказывают о научных исследованиях, тех руководителей проектов, которые работают в лаборатории и показывают научное оборудование. Фонд финансирует исследования и отбирает проекты на конкурсной основе: каждый ученый прошел достаточно серьезную, суровую конкуренцию со своими коллегами, это действительно высококлассный специалист и высококачественное исследование, какие и должны доноситься о наших детей, до нашего населения».

Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИсиС»: «Надо понимать, что для любого университета самая главная ценность – это студенты, а студенты получаются из школьников. Поэтому для нас работа со школьниками имеет абсолютно первостепенное значение. Мы понимаем, что мы живем в конкурентном поле вузов, которые давно этим занимаются – МГУ, МФТИ, и их опыт нужно перенимать. Но мы идем по пути, когда мы показываем школьникам университет изнутри. Все проекты, которые у нас есть для школьников, так или иначе устроены из соображений, что они сами могут прийти в лабораторию и сами что-то сделать. И результат их работы обязательно должен быть оценен».

Павел Зенькович, вице-президент по внешним коммуникациям группы компаний «Просвещение»: «Мы понимаем, что российская школа – это огромная система, 17 млн детей, 40 тыс. школ, и ни одна крупная компания, даже если она потратит всю прибыль на проекты для школьников, охватить ее не сможет. Этот процесс должен быть системным. С одной стороны, это невозможно сделать без школьных учителей, ведь они дают предмет и заинтересовывают детей. И мы над этим работаем, обучаем учителей-предметников, чтобы они были на острие научных открытий и их практического применения. С другой стороны, идти в школу и рассказывать что-то детям – это особая специфика. С детьми надо уметь работать, и не каждый даже молодой ученый может прийти и наладить с ними контакт. И здесь нам также нужно системно подумать о том, чтобы все те инициативы, когда молодые ученые приходят в школы, были не разовые, чтобы это была постоянная работа, и этих молодых ученых тоже обучать азам работы с детьми».

Ирина Жуйкова, директор департамента социальной политики ПАО «ГМК Норильский никель»: «К нам приходят ребята, начиная с шести лет, и у нас выстроена целая система: сначала они проходят инженерный марафон, после которого попадают в зимний научно-технический лагерь, где как раз и встречаются с молодыми учеными, где помимо того, что они что-то мастерят, у них есть и лекции, и тренинги, м даже если они едут играть в боулинг, керлинг, или играют в снежки, мы тоже стараемся объяснять им это с точки зрения химии, физики, и т.д. Мы их учим, что изобретать – это просто, что можно находить идеи в обычной жизни. И далее они приходят на конкурс юных изобретателей, где они эти идеи дорабатывают, представляют уже в виде решений или прототипов. Выбираются победители, и в составе уже Российской сборной эти ребята попадают на международные выставки юных изобретателей».

Павел Степанов, руководитель научного направления Российского движения школьников: «Образованию компания “Геоскан” уделяет очень большое внимание. В свое время, выпуская беспилотники для промышленного рынка, мы поняли, что есть большой запрос на кадры, на будущих операторов, инженеров, конструкторов, и создали отдельную линейку малых беспилотников-дронов именно для школьников, для студентов колледжей и вузов. Запрос сейчас очень большой и со стороны потребителей сервисов цифровизации: мы все чаще слышим, что дроны применяются в различных сферах – это сельское хозяйство, умные города, энергетика. Мы работаем через конкурсы, проекты, федеральные мероприятия, соревнования, потому что это то, что вовлекает ребят».

Георгий Шахгильдян, заместитель проректора по развитию РХТУ имени Д.И. Менделеева: «В РХТУ имени Д.И. Менделеева мы, видя некоторый разрыв между школьными учителями и преподавателями, его компенсируем за счет направленной работы с учителями химии. Есть два крупных проекта: “Менделеевские классы”, который мы запустили с “Росатомом”, в рамках которого наши преподаватели работают с учителями химии в регионах, рассказывая им особенности преподавания и запуская проектные работы, и второй проект “Детский технопарк “Менделеев центр”, в рамках которого приходят школьные учителя вместе со школьниками и проводят свои исследовательские проекты, тем самым вовлекаясь в то, что мы хотим, чтобы сделать науку для школьников ближе».

Сама инициатива «Наука рядом» направлена на привлечение талантливых школьников, студентов и аспирантов сферой исследований и разработок. По данным 2021 года, почти 700 тысяч человек в России вовлечены в научную и околонаучную деятельность. Создатели проекта хотят наладить постоянное взаимодействие с молодыми учеными и усилить их имидж. Инициатива стремится к большей персонификации научного сообщества России.

В рамках проекта на выставке «Инициативы Десятилетия» также представили реализующейся проект «Ученые в школы». В его рамках ученые из более чем 100 организаций выступили с научно-популярными лекциями в 300 школах для более чем 50 тысяч ребят, которые смогли в живом общении прочувствовать, как делается современная наука и как она помогает сделать мир лучше и безопаснее.

Проект «Экскурсии для школьников и студентов в лаборатории» позволил 18 тысячам школьников посетить свыше 275 лабораторий. Ребята побывали на атомном ледоколе «Ленин» в Мурманске, научились выделять ДНК клубники в Ростове-на-Дону, обучили нескольким командам роботов в Казани.

Состоялось более 1000 открытых лекций современных ученых в научно-популярном формате более чем в 80 регионах нашей страны.

В рамках проекта «Наука рядом» в 2021 году портреты 150 молодых исследователей с информацией о сделанных ими открытиях были размещены на билбордах в 55 регионах России. В 2022 году проект расширяется, к нему присоединилось уже более 300 научных и образовательных организаций, каждая из которых разместит у себя билборды, баннеры и плакаты с фотографиями ведущих ученых и исследователей.