Поделиться:
заведующего кафедрой философии Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина
Для религиоведения в России значение имеют, как минимум, три аспекта, через которые оно так или иначе присутствует в публичном пространстве.
Научно-исследовательский аспект религиоведения связан с постоянной рефлексией над динамикой и трансформациями изучаемого предметного поля. Одной из проблем здесь видится выбор того, что приоритетно для религиоведа — материал религий (т. е. реальность религиозной составляющей жизни индивидов и обществ) или материал о религиях (отрефлексированный в уже состоявшихся исследованиях); в первом случае возникает ряд научных и вненаучных рисков, второй случай безопаснее, но скучнее и малопродуктивен. Образовательный аспект религиоведения в системе светского образования сопряжен с административно предписанными государственными стандартами, с задачами-минимум (преимущественно просветительского свойства) и задачами-максимум (способствовать компетентности), а также с соприсутствием конфессионально ориентированной образовательной деятельности. Отдельная проблема — профессиональное религиоведческое образование (чему и как обучать). Экспертный аспект религиоведения является, пожалуй, самым острым. Здесь предполагается корректное соотнесение правовых норм, научной позиции религиоведов, их гражданской ответственности и нравственных ориентиров.