Задача проекта «Педагогический дискурс в литературе» заключается в том, чтобы продемонстрировать и исследовать взаимовлияние и взаимообусловленность двух интерферирующих систем социальных коммуникаций - педагогики и литературы - в европейской и русской культуре эпохи модерна. Причем под эпохой модерна мы предлагаем понимать историко-культурную макроэпоху, включающую три века: от Века Просвещения до нашей современности. Лейткод этой эпохи - идея эмансипации и становление человеческой личности, как носительницы гуманистических ценностей. На протяжении эпохи модерна литература нередко выступала в качестве медиа-системы, которая не только способствовала пропаганде инновационных педагогических принципов, но и являлась той формой мышления, в которой они впервые зарождались и конституировались (например, произведении И.-В. Гете, Ж. Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Т.Манна, О. Хаксли, У Холдинга). Особое внимание предполагается уделить изучению литературно-художественных особенностей и социокультурных факторов развития литературы для детей.
Кафедра зарубежной литературы РГПУ им. А. И. Герцена не в первый раз обращается к данной проблематике. В течение последних восьми лет было проведено 8 Всероссийских конференций, посвященных проблемам детской зарубежной литературы.
Конференция посвящена актуальным вопросам филологии. Выбранный аспект позволяет рассмотреть следующие научные проблемы:
- концепция воспитания в зарубежной и русской литературе
- педагогическое значение литературы в современном обществе
- соотношение детской и «взрослой» литературы.